Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования? 

Процедура приема в учреждения дошкольного образования установлена в главе 5 «Прием, перевод и отчисление воспитанников» Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Положение). Так, в соответствии с пунктом 45 Положения прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов: 

  • заявления законного представителя воспитанника; 
  • направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования; 
  • медицинской справки о состоянии здоровья; 
  • заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп); 
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания). 

Согласно пункту 46 Положения комплектование групп и перевод воспитанников из одной группы в другую – ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Для постановки на учет и получения направления в учреждение образования родителям воспитанников (их законным представителям) необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (отдел (управление) образования, спорта и туризма) по месту нахождения государственного учреждения образования с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность законного представителя ребенка¸ свидетельством о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь) (пункты 6.6, 6.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями»). При этом на основании подпунктов 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования» выдача направления осуществляется с учетом норм наполняемости групп и в соответствии со списком детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, который отражает очередность их постановки на учет. Ввиду того, что нормативными правовыми актами принцип закрепления жилых домов за определенным учреждением дошкольного образования не установлен, при отсутствии мест в близлежащем учреждении дошкольного образования направление может быть выдано в учреждение дошкольного образования в зоне пешеходного доступа либо по ходу движения общественного транспорта.  

Есть ли льготы каким либо категориям граждан на определение ребёнка в учреждение дошкольного образования вне очередности?

Законодательством Республики Беларусь льгот на зачисление в учреждение дошкольного образования вне очерёдности не предусмотрено.

Детям военнослужащих, работников следственного комитета, сотрудников органов внутренних дел гарантируется предоставление мест в учреждениях образования для получения дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи заявления(ст. 4 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 №100-З «О статусе военнослужащих», ст. 32 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 №403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь», ст. 41 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 №263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»).

Можно ли остаться в детском саду ребенку, которому 1 сентября исполняется 6 лет?

В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников. 

Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), воспитанником которого он является. 

Как осуществляется спонсорская и иная помощь учреждению дошкольного образования?

Статьей 137 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлено, что финансирование расходов на содержание учреждений дошкольного образования осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 года № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования» для решения актуальных задач учреждения дошкольного образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей.

При этом на основании пункта 24 вышеуказанного Положения финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. Таким образом, родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения дошкольного образования.

Я хотела бы узнать, каким образом я могла бы взять на воспитание в свою семью ребенка из детского дома и куда можно обратиться за консультацией?

 Существуют различные формы нахождения детей из интернатных учреждений в семьях:

  1. Патронатное воспитание – это возможность для ребенка, растущего в интернатном учреждении, гостить в семье в период каникул, выходных и праздничных дней, знакомиться с нормами и правилами обычной семейной жизни. Патронатное воспитание осуществляется безвозмездно, на содержание ребенка выплачиваются денежные средства.
  2. Приемная семья либо детский дом семейного типа – в данном случае отдел образования принимает вас на работу в качестве приемного родителя и заключает с Вами договор об условиях воспитания и содержания детей. На содержание воспитанников выплачиваются ежемесячные денежные выплаты. Вам необходимо будет пройти обучающие курсы по подготовке к работе приемного родителя, родителя воспитателя, где Вас научат психолого-педагогическим методам помощи детям, а так же способам защиты их прав. Решение о создании приемной семьи будет принимать орган опеки и попечительства Вашего района.

В настоящее время на территории Ленинского района г. Гродно планируется строительство детского дома семейного типа и мы подбираем кандидатов, которые смогут проживать и воспитывать детей. Все желающие могут обратиться в отдел образования, спорта и туризма Ленинского района г. Гродно за информацией по тел. 62-61-63.

  1. Опека – это принятие ребенка в семью на правах воспитанника. Опекун занимается воспитанием ребенка, заботиться о нем, защищает его права и законные интересы. Опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, на содержание подопечного ребенка выплачиваются денежные выплаты. Не обязательно близкий родственник может быть назначен опекуном над несовершеннолетним.
  2. Усыновление – это особый путь родительства, основанный на принятии чужого ребенка как родного. В результате усыновления между усыновителями и усыновленным ребенком возникают такие же права и обязанности, как и между родителями и детьми.

За консультацией по данным вопросам Вы можете обратиться в отдел образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г. Гродно по адресу: ул. Советская, 14, каб. 254 либо по телефону 62-61-63